Новотроицкий сельсовет муниципального района
Чишминский район Республики Башкортостан

Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) в Республике Башкортостан

 

Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) в Республике Башкортостан

Цели, задачи, основные принципы и механизм ППМИ

г. Уфа

Апрель 2016 г.

ВСЕМИРНЫЙ БАНК

Основные параметры программы :

1.ППМИ реализуется на всей территории РБ: все муниципальные образования (МО) могут участвовать в программе

2.Объем республиканской субсидии на ППМИ составляет 300 млн.руб.

3.Участие в ППМИ может инициировать население населенных пунктов в поселениях и ГО, а также ТОСы и ТСЖ в ГО

4.Каждое поселение может инициировать подачу только одной заявки

5.Число заявок от ГО неограничивается, но выиграть в конкурсе могут не более 10 заявок от г.Уфы, и не более5 заявок от каждого из других городских округов

6.Финансируются только проекты, находящиеся в рамках полномочий подавших заявку МО

7.Максимальный суммарный объем субсидии на один проект–1 млн .руб.

•ожидаемое число МО, участвующих ППМИ: 600

•ожидаемое число выигравших заявок: 350

 Софинансирование проектов

•Минимальный уровень софинансирование (от объема запрашиваемой субсидии)

-поселения/районы

  • 5%из бюджета МО
  • 3% со стороны населения

 

-городские округа(может быть пересмотрено)

  • 15% из бюджета МО
  • 5% со стороны населения
  •  

•Уровень местного софинансирования является одним из критериев отбора проектов

Решение об уровне софинансирования населения принимается самим населением на общем собрании

•Местный вклад может быть сделан также в форме материалов, неоплачиваемых работ, и пр.

Софинансирование со стороны муниципалитета, населения и спонсоров

Чем важен вклад населения?

Вклад населения способствует:

•Отбору населением наиболее приоритетной проблемы;

•Более эффективному решению проблемы;

•Повышению активности различных групп населения;

•Изменению отношения людей к своей роли в развитии своего населенного пункта и поселения;

•Обеспечению более эффективной эксплуатации и лучшей сохранности объекта общественной инфраструктуры.

Денежный вклад населения

•Не менее 3% от суммы субсидии республиканского бюджета;

•Подтверждается решением общего собрания

Собирается после принятия решения о признании микропроекта победителем

•Сбор средств от населения организуется инициативной группой в соответствии с решением общего собрания.

•Средства собираются по ведомости и через банк зачисляются на специальный счет администрации поселения. Для этого необходимо утвердить в бюджете код доходов (подвид доходов 9000–проект по поддержке местных инициатив)

Неденежный вклад населения и спонсоров

Формы не   денежного   вклада:

•неоплачиваемый труд/ выполнение части планируемых работ спонсорами

•материалы, механизмы и/или оборудование

•прочее

Вклад неоплачиваемым трудом

•Выполнение части строительных работ спонсорами

•Выполнение жителями неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, как например:

-подготовка объекта к началу строительных работ: подготовка помещений, очистка стен, окон, дверей, земляные работы, снятие старого пола и т.п.;

-во время и после завершения строительных работ: уборка мусора, покраска окон и дверей, покраска пола, озеленение территории и посадка деревьев, другие работы, например, охрана объекта.

Вклад материалами и/или оборудованием

•Предоставление техники и механизмов (например, для доставки строительных материалов и для вывоза мусора);

•Предоставление возможности подключения к энергосетям;

•Предоставление определенных строительных материалов, например: песок, камень, кирпич и т.д. –если материал подходит по качеству (сертификаты);

•Организация бытовых условий для строительной организации (помещение, питание, отдых);

•Другие формы вклада.

1.Цикл отбора, подготовки и реализации проектов

1.1.Информирование

Информационные материалы в прессе, телевидении, интернете и т.д.; социальные сети; пресс-конференции; другие каналы информации

•Информационные семинары для представителей МО

•Непосредственное информирование населения на собраниях и др. массовых мероприятиях, посредством информационных досок, и т.д.

•Информационная кампания продолжается в течение всего цикла реализации ППМИ

Механизмы  информирования  населения

Все возможные формы  информирования  в т.ч.:

•Объявления в местах, наиболее посещаемых населением

•Республиканские, районные и городские газеты

•Сайт администрации МО

•Социальные сети, электронные письма….

(Личные контакты,телефон,контакты

с руководителям и организаций,информационные/ опросные листы и т.д.)

Задачи информирования населения

•Объяснить населению возможности, предоставляемые ППМИ, а также условия и дальнейшие шаги для участия в проекте;

•Стимулировать проведение предварительных обсуждений/мероприятий, направленных на участие в ППМИ

•Сообщить даты, время и место проведения подготовительных мероприятий и заключительного общего собрания

•Обеспечить правомочность общего собрания (в т.ч. необходимое количество присутствующих);

1.2.Обучение

Обучение в процессе совместной работы с руководством и представителями МО

•Тренинги для представителей ГО, поселений и районов, а также инициативных групп населения (на этапе подготовки собраний, подготовки заявок и других этапах проекта –по мере необходимости)

•Консультирование в режиме «он-лайн»

1.3.Собрания

Активная кампания по подготовке собрания

На собрании:

  • Определение наиболее приоритетной для населения проблемы местного уровня
  • Выборы инициативной группы по подготовке и реализации проекта
  • Решение об объеме и формах со-финансирования со стороны населения
  • Участие консультантов ВБ и ПЦ в проводимых собраниях

Предварительные мероприятия

Предварительные мероприятия по отбору проекта

•Предварительные  собрания:

-по месту жительства;

-в трудовых коллективах;

-общественных организаций

•Опросы населения

•Электронное голосование; активность в социальных сетях

•Творческие конкурсы(детскиерисунки, макеты, электронные презентациии др.)

•Прочее

Оценка возможных проектов

В рамках подготовки общего собрания инициаторы участия в ППМИ совместно с администрацией МО должна предпринять следующие действия:

•Сформировать перечень проблем / проектов по имеющимся сведениям и по результатам предварительных мероприятий

•Убедиться, что объекты находятся в муниципальной собственности

•Определить реалистичность выполнения возможных проектов (приемлемые технические решения с учетом состояния объектов, объем и стоимость работ, сроки, наличие сметной и технической документации, и т.д.)

•Оценить возможность функционирования объекта на достаточно долгий период

Подтверждение  проведения   предварительных    мероприятий

Ко времени проведения общего собрания необходимо иметь и предъявить представителю ПЦ, и позже приложить к конкурсной заявке документы, подтверждающие проведение предварительных мероприятий:

Протоколы и фотографии(на которых видны все участники) предварительных собраний по месту жительства, трудовых коллективов и общественных организаций

Обработанные  анкеты  и опросные  листы со сводными результатами

•Итоги творческих конкурсов

•Другие релевантные документы

Порядок проведения общего собрания

•Инициаторы проекта / администрация МО, проводящие собрание, получают инструкцию по его подготовке и проведению;

•В общем собрании должно принять участие значительная часть населения

•Администрация должна обеспечить помещением, пригодным для проведения собрания:

-наличие отопления, освещения, микрофонов (при необходимости);

-наличие достаточного количества мест для размещения участников;

-возможность демонстрации презентационных и видео материалов (при необходимости

Повестка дня общего собрания

•Повестка дня общего собрания включает:

-Информация о ППМИ;

-Принятие решения об участии населенного пункта/ТОС/ТСЖ в ППМИ;

-Определение приоритетной проблемы (как из рассмотренных предварительно, так и высказанных в ходе собрания);

-Определение вклада населения (форма и количество) и возможных спонсоров;

-Выборы членов инициативной группы.

•Ведется протокол собрания, в котором отражаются все решения по этим вопросам

Итоговые документы собрания

•Подписанный регистрационный лист участников

•Протокол собрания с обязательными пунктами повестки

•Несколько фотографий хода собрания, на которых видны все участники

Роль консультантов Проектного центра

•Консультационная помощь в планировании и подготовке собраний

•Участие в общем собрании (в соответствии с заранее согласованным графиком)

•Детальное информирование участников собрания о ППМИ, его целях, задачах, подходах и процедурах

•Просмотр документов по предварительным собраниям –перед собранием; если возникают вопросы –уточнение по ходу проведения собрания

1.4.Подготовка конкурсной заявки

Подготовка конкурсной заявки Администрацией МО совместно с инициативной группой

•В случае подачи заявки со стороны поселения -техническая помощь специалистов районных МО

•Экспертная помощь консультантов ВБ и ПЦ (на местах и «он-лайн

1.5.Конкурсный отбор проектов

Конкурсный отбор проектов проводится Республиканской конкурсной комиссией на основе заранее утвержденных критериев оценки

1.6.Отбор подрядчиков

  • Отбор и закупка подрядчиков осуществляет администрация МО, которое получает субсидию
  • Районная администрация оказывает содействие поселениям в организации процесса закупок

1.7.Реализация проектов

Надзор со стороны администрации МО и инициативной группы

•Подписание актов выполненных работ представителями МО и инициативных групп

•Мониторинговые посещение МО и места реализации проекта местными консультантами ПЦ и ВБ, которые предоставляют отчеты по специальной форме

1.8.Сдача-приемка объектов

Участие населения в сдаче-приемке:

  • Торжественное мероприятие по открытию объекта
  • Подписание акта сдачи-приемки комиссией с участием представителей инициативной группы

1.9.Мониторинг

Мониторинг со стороны ПЦ и ВБ осуществляется на всех этапах реализации проекта