Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) в Республике Башкортостан
Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) в Республике Башкортостан
Цели, задачи, основные принципы и механизм ППМИ
г. Уфа
Апрель 2016 г.
ВСЕМИРНЫЙ БАНК
Основные параметры программы :
1.ППМИ реализуется на всей территории РБ: все муниципальные образования (МО) могут участвовать в программе
2.Объем республиканской субсидии на ППМИ составляет 300 млн.руб.
3.Участие в ППМИ может инициировать население населенных пунктов в поселениях и ГО, а также ТОСы и ТСЖ в ГО
4.Каждое поселение может инициировать подачу только одной заявки
5.Число заявок от ГО неограничивается, но выиграть в конкурсе могут не более 10 заявок от г.Уфы, и не более5 заявок от каждого из других городских округов
6.Финансируются только проекты, находящиеся в рамках полномочий подавших заявку МО
7.Максимальный суммарный объем субсидии на один проект–1 млн .руб.
•ожидаемое число МО, участвующих ППМИ: 600
•ожидаемое число выигравших заявок: 350
Софинансирование проектов
•Минимальный уровень софинансирование (от объема запрашиваемой субсидии)
-поселения/районы
- 5%из бюджета МО
- 3% со стороны населения
-городские округа(может быть пересмотрено)
- 15% из бюджета МО
- 5% со стороны населения
•Уровень местного софинансирования является одним из критериев отбора проектов
•Решение об уровне софинансирования населения принимается самим населением на общем собрании
•Местный вклад может быть сделан также в форме материалов, неоплачиваемых работ, и пр.
Софинансирование со стороны муниципалитета, населения и спонсоров
Чем важен вклад населения?
Вклад населения способствует:
•Отбору населением наиболее приоритетной проблемы;
•Более эффективному решению проблемы;
•Повышению активности различных групп населения;
•Изменению отношения людей к своей роли в развитии своего населенного пункта и поселения;
•Обеспечению более эффективной эксплуатации и лучшей сохранности объекта общественной инфраструктуры.
Денежный вклад населения
•Не менее 3% от суммы субсидии республиканского бюджета;
•Подтверждается решением общего собрания
•Собирается после принятия решения о признании микропроекта победителем
•Сбор средств от населения организуется инициативной группой в соответствии с решением общего собрания.
•Средства собираются по ведомости и через банк зачисляются на специальный счет администрации поселения. Для этого необходимо утвердить в бюджете код доходов (подвид доходов 9000–проект по поддержке местных инициатив)
Неденежный вклад населения и спонсоров
Формы не денежного вклада:
•неоплачиваемый труд/ выполнение части планируемых работ спонсорами
•материалы, механизмы и/или оборудование
•прочее
Вклад неоплачиваемым трудом
•Выполнение части строительных работ спонсорами
•Выполнение жителями неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, как например:
-подготовка объекта к началу строительных работ: подготовка помещений, очистка стен, окон, дверей, земляные работы, снятие старого пола и т.п.;
-во время и после завершения строительных работ: уборка мусора, покраска окон и дверей, покраска пола, озеленение территории и посадка деревьев, другие работы, например, охрана объекта.
Вклад материалами и/или оборудованием
•Предоставление техники и механизмов (например, для доставки строительных материалов и для вывоза мусора);
•Предоставление возможности подключения к энергосетям;
•Предоставление определенных строительных материалов, например: песок, камень, кирпич и т.д. –если материал подходит по качеству (сертификаты);
•Организация бытовых условий для строительной организации (помещение, питание, отдых);
•Другие формы вклада.
1.Цикл отбора, подготовки и реализации проектов
1.1.Информирование
Информационные материалы в прессе, телевидении, интернете и т.д.; социальные сети; пресс-конференции; другие каналы информации
•Информационные семинары для представителей МО
•Непосредственное информирование населения на собраниях и др. массовых мероприятиях, посредством информационных досок, и т.д.
•Информационная кампания продолжается в течение всего цикла реализации ППМИ
Механизмы информирования населения
Все возможные формы информирования в т.ч.:
•Объявления в местах, наиболее посещаемых населением
•Республиканские, районные и городские газеты
•Сайт администрации МО
•Социальные сети, электронные письма….
(Личные контакты,телефон,контакты
с руководителям и организаций,информационные/ опросные листы и т.д.)
Задачи информирования населения
•Объяснить населению возможности, предоставляемые ППМИ, а также условия и дальнейшие шаги для участия в проекте;
•Стимулировать проведение предварительных обсуждений/мероприятий, направленных на участие в ППМИ
•Сообщить даты, время и место проведения подготовительных мероприятий и заключительного общего собрания
•Обеспечить правомочность общего собрания (в т.ч. необходимое количество присутствующих);
1.2.Обучение
Обучение в процессе совместной работы с руководством и представителями МО
•Тренинги для представителей ГО, поселений и районов, а также инициативных групп населения (на этапе подготовки собраний, подготовки заявок и других этапах проекта –по мере необходимости)
•Консультирование в режиме «он-лайн»
1.3.Собрания
Активная кампания по подготовке собрания
На собрании:
- Определение наиболее приоритетной для населения проблемы местного уровня
- Выборы инициативной группы по подготовке и реализации проекта
- Решение об объеме и формах со-финансирования со стороны населения
- Участие консультантов ВБ и ПЦ в проводимых собраниях
Предварительные мероприятия
Предварительные мероприятия по отбору проекта
•Предварительные собрания:
-по месту жительства;
-в трудовых коллективах;
-общественных организаций
•Опросы населения
•Электронное голосование; активность в социальных сетях
•Творческие конкурсы(детскиерисунки, макеты, электронные презентациии др.)
•Прочее
Оценка возможных проектов
В рамках подготовки общего собрания инициаторы участия в ППМИ совместно с администрацией МО должна предпринять следующие действия:
•Сформировать перечень проблем / проектов по имеющимся сведениям и по результатам предварительных мероприятий
•Убедиться, что объекты находятся в муниципальной собственности
•Определить реалистичность выполнения возможных проектов (приемлемые технические решения с учетом состояния объектов, объем и стоимость работ, сроки, наличие сметной и технической документации, и т.д.)
•Оценить возможность функционирования объекта на достаточно долгий период
Подтверждение проведения предварительных мероприятий
Ко времени проведения общего собрания необходимо иметь и предъявить представителю ПЦ, и позже приложить к конкурсной заявке документы, подтверждающие проведение предварительных мероприятий:
•Протоколы и фотографии(на которых видны все участники) предварительных собраний по месту жительства, трудовых коллективов и общественных организаций
•Обработанные анкеты и опросные листы со сводными результатами
•Итоги творческих конкурсов
•Другие релевантные документы
Порядок проведения общего собрания
•Инициаторы проекта / администрация МО, проводящие собрание, получают инструкцию по его подготовке и проведению;
•В общем собрании должно принять участие значительная часть населения
•Администрация должна обеспечить помещением, пригодным для проведения собрания:
-наличие отопления, освещения, микрофонов (при необходимости);
-наличие достаточного количества мест для размещения участников;
-возможность демонстрации презентационных и видео материалов (при необходимости
Повестка дня общего собрания
•Повестка дня общего собрания включает:
-Информация о ППМИ;
-Принятие решения об участии населенного пункта/ТОС/ТСЖ в ППМИ;
-Определение приоритетной проблемы (как из рассмотренных предварительно, так и высказанных в ходе собрания);
-Определение вклада населения (форма и количество) и возможных спонсоров;
-Выборы членов инициативной группы.
•Ведется протокол собрания, в котором отражаются все решения по этим вопросам
Итоговые документы собрания
•Подписанный регистрационный лист участников
•Протокол собрания с обязательными пунктами повестки
•Несколько фотографий хода собрания, на которых видны все участники
Роль консультантов Проектного центра
•Консультационная помощь в планировании и подготовке собраний
•Участие в общем собрании (в соответствии с заранее согласованным графиком)
•Детальное информирование участников собрания о ППМИ, его целях, задачах, подходах и процедурах
•Просмотр документов по предварительным собраниям –перед собранием; если возникают вопросы –уточнение по ходу проведения собрания
1.4.Подготовка конкурсной заявки
Подготовка конкурсной заявки Администрацией МО совместно с инициативной группой
•В случае подачи заявки со стороны поселения -техническая помощь специалистов районных МО
•Экспертная помощь консультантов ВБ и ПЦ (на местах и «он-лайн
1.5.Конкурсный отбор проектов
Конкурсный отбор проектов проводится Республиканской конкурсной комиссией на основе заранее утвержденных критериев оценки
1.6.Отбор подрядчиков
- Отбор и закупка подрядчиков осуществляет администрация МО, которое получает субсидию
- Районная администрация оказывает содействие поселениям в организации процесса закупок
1.7.Реализация проектов
Надзор со стороны администрации МО и инициативной группы
•Подписание актов выполненных работ представителями МО и инициативных групп
•Мониторинговые посещение МО и места реализации проекта местными консультантами ПЦ и ВБ, которые предоставляют отчеты по специальной форме
1.8.Сдача-приемка объектов
Участие населения в сдаче-приемке:
- Торжественное мероприятие по открытию объекта
- Подписание акта сдачи-приемки комиссией с участием представителей инициативной группы
1.9.Мониторинг
Мониторинг со стороны ПЦ и ВБ осуществляется на всех этапах реализации проекта